Падение Софии
София танцует и
порхает,
в такт с
музыкой
она
вертится
вокруг своей оси.
Тут
она спотыкается
о
Полемо.
София: Ах,
что Вы здесь делаете?
Полемо: А
Вы?
София: Я танцую.
Полемо: Это не
деяние, это
бытие.
София: Почему я
должен что-либо делать?
Полемо: Не видите,
люди страдают!
София: Это
их деяние или они являются
этим?
Полемо: Что Вы
подразумеваете?
София: Страдают
ли люди или сами являются страданием?
Полемо: Я не
понимаю Вас.
София: Тогда дайте
мне пример.
Полемо: Я был
только что в Цюрихе, 9 сентября 1848. Там
дрались
братья
друг с
другом
и разбили
друг другу головы.
София: Ну
и? Ведь люди это всегда делают?
Полемо: Да, но
когда они садятся за стол,
опять ладят друг с другом
.
София: Ведь
это прекрасно. В
чём проблема?
Полемо: Да,
только это и было в порядке.
В Париже было гораздо хуже. Половина
Европы всё еще
частично помешана
от воспоминаний.
Если они не научатся,
как оставаться в пределах
дозволенных рамок, то в один прекрасный
день сами себя и уничтожат.
София: Ну и что
ж? Тогда мы сотворим
их заново.
Полемо: София!!!
София: Я не понимаю
Ваш страх.
Если бы они
не спорили, то они прекратили бы
существовать.
Что Вы
предпочитаете - не родиться или не
умереть?
Полемо: существовать!
София: Так же как
звук без носителя?
Полемо: Что
Вы имеете
в виду?
София: Энергия
бессмертна, вечна,
несотворима.
Но то, что люди любят, это масса, энергия,
которая перевоплощается
во „что-то“.
Но
у массы есть предел, она не просто течёт.
У неё есть
сила сопротивления
и способность столкновения. Люди
не могут просто
«быть».
Они могут быть только людьми.
„Бытие по
своей сути“
нечто
не специфическое. Видите эту реку? Она
- не только
река,
потому
что она
несёт
воду,
а
потому,
как она
ограничивается берегом. Без берега она
не была
бы рекой, в лучшем случае,
только
водой.
Если
между
границами
берегов
вода
не течёт,
то всё-таки
подразумевается высохшая
река и её русло.
Мы подразумеваем
это, так
как мы знаем, что это была река, которая
образовала русло.
Масса воды, которая боролась с
массой
природного
ландшафта,
создала борозду,
которая теперь
является воспоминанием о них. Если
бы вода
текла
через
ландшафт,
без трения,
то мы бы
не помнили
об этом и реки бы не было, и никогда не
могло бы быть.
Полемо: А
швейцарцы?
София: Они
ведь высохшие,
как русло
реки, над
которым
сметается ветер и
разглаживает борозды. Скоро
никто о них и не вспомнит.
Полемо: Но они
совершили нечто большое.
София: Большое?
Полемо: Да, мир!
Мирное объединение
совершенно различных идей, множественность,
нейтралитет, благоразумие
по отношению
к страсти.
София: Полемо,
пожалуйста, дайте
мне возможность
продолжить
танцевать!
С этим возгласом
возмущения София отворачивается и
кружится дальше вокруг
своей оси
Разум
Полемо бросается
в комнату
и опрокидывает танцующую Софию. Она
громко
кричит.
На этот
раз она
серьезно
ушиблась,
и ей нужно сесть.
У неё
растяжение
лодыжки.
София: Нужно
было так броасаться? Видите,
что Вы мне причинили?
Какое у Вас такое срочное
дело?
Полемо: Люди.
София: Опять они!
Нет ли
ничего другого в нашем созданном
мире, о чём
Вы можете беспокоиться?
Полемо: Да, но
люди
это нечто
особенное.
София. Ах. (София
патетически выдыхает
этот "Ах"
и вращает
глазами.
Полемо: Не
будьте такой
безразличной.
Люди уникальны.
София морщит
задумчиво лоб.
София: Ну
вот, с
такой
ногой я какое-то
время не
могу танцевать. Давайте
присядем.
По-Вашему , что делает людей такими
уникальными?
София: Да, за
этот
абсурд
они должны
быть Вам благодарны
. Я их
предупредила,
если они съедят
этот плод,
они
потеряют вечную жизнь.
Полемо громко
смеётся.
Полемо: Вот,
видите,
это не мое вина.
Если бы люди не знали,
что это запрещено, тогда они никогда бы
не предались
искушению.
София: Какая
вина?
Я никогда ничего
не запрещала.
Я дала им
лишь благоразумие для
различия
между добром и злом, и
что тем
самым
вечность будет
недостижима.
Я показала
им мою мудрость, но
они не
знали, как с этим поступать
. Я не принимала
законов,
они вековечны.
Я – вечный
закон.
Полемо: Вы думаете, если люди осознают самих себя, если они познают свою волю, тем самым они могут желать Добра? Что тогда они будут желать Блага?
София: Полемо,
сядьте, пожалуйста. Я думаю
мы не понимаем друг друга.
Полемо: Это
мы делаем почти всегда.
София вздыхает
и потирает свою вывихнувшую
лодыжку.
София: Да, почти
всегда. Видите,
я признаю
Вашу
правоту. Люди неповторимы. Только они
полагают, что есть
различие
между добром и злом. Не
их
уникальный
образ или
их особые
способности
делают
их
интересными.
Это их
особенная
проблема,
увидеть
мир, не
таким
какой
он есть,
а думать
о мире
по
категориям.
Полемо: Очень
хорошо. Согласны ли вы
тогда со мной, что только
люди разумны?
София: Нет. Однако,
является ли это важным
для вопроса?
Полемо: Вы думаете,
так как люди могут отличать добро и зло,
Зло становится
для них проблемой.
Sohpia:
Точно.
Полемо: Тогда мы
должны были только объяснить им, что
добро и зло вовсе не существуют. Что
всё это одно только
воображение.
София: Вы хотите
отговорить
людей от мышления? Добро и зло однако
реальны. Вы возмутились боевыми
действиями
мужественных,
молодых мужчин. Я пью их
кровь.
Полемо: Пожалуйста,
София, пощадите меня с Вашей зловонной
архаикой. Это придаёт
боль моим ушам.
София: Извините.
Я являюсь Началом.
Полемо: Я знаю,
но всё же,
мы ведь можем
оставить
это и беседовать цивилизованно?
София: Цивилизованно?
(Она смеется про
себя и на её лбу образуются
морщины). Что Вы подразумеваете
под словом
цивилизованно?
Полемо: Стремление
к хорошему, красоте. Благо
для народа.
София: Ах
так? И что
же благо для народа? Жить
вечно? Без боли, без помех?
В мире, так же как я?
София: Тогда они
должны были бы прекратить
быть людьми,
прекратить
жить. Жизнь состоит в
мире. Вселенная- это мир.
Мир - это жизнь. Я не живу, я только
существую.
Полемо: Значит
это жизнь делает людей неповторимыми?
А также мир,
стремление к хорошему, что
и отличает их
от других?
София: Они
отличаются от
нас
посредством
жизни.
Так как только тот,
кто умирает
- живёт.
Мы не умираем. Это не отличает их от
других
во
вселенной.
Полемо: А
мир?
София: Мир это
не стремление к Благому.
Помните?
Когда
люди начали
называть мир именами,
они искали различение между
добром
и злом.
Они не довольствовались вступлением
в отношение с
миром, они хотели привлечь
его под контроль,
именно таким образом, будто бы они не
были в мире, а
состояли бы отдельно от
него
и рассматривали
его
снаружи.
Только когда они больше не были в мире,
могли принимать мир как нечто
иное.
Теперь они больше не были миром,
а отвлечены
от него.
Затем они
начали
называть
мир именами
и
устанавливать
неизменяемые границы
его
созданиям,
определять
его. Они
начали отличать пространство
и время, расчленять
всё
и считать части, сравнивать,
сортировать
на равные
и неравные.
Это категорийное
мышление.
Только существо, которое становится
чужим самому
себе,
которое само
отделяется от мира, проводить это в
жизнь; проводить в
мир
iii
.
Полемо приподнимается
и чванится.
Полемо: Они обязаны
этим мне! Я показал им, как они могут
владеть миром, как они могут быть как
Вы.
София: Стать
мной? Они - уже я, только
они не знают этого.
Почему они это сделали?
Полемо смотрит
на Софию в смятении.
Полемо: Я хотел
быть как они,
танцевать так
мягко и беззаботно перед
собой.
София: Вы уже
делаете это.
Полемо: Однако,
постоянно
сталкиваюсь
с ними.
София: Или я с
Вами?
Полемо: В
подобном образе я этого никогда не
воспринимал.
София: Теперь Вы
понимаете, почему люди живут в споре?
Спор - это их
разум.
Полемо: Но разум,
это
ведь
хорошо.
Он позволяет предвидеть события
и избегать
Злого.
Разум даёт людям
возможность
жить в
мире.
София: Они уже
живут в
мире.
Полемо: Я имею
в виду, что
тем самым они могут
вероятно
помешать
разрушить самих
себя.
София: Разрушить
себя?
Полемо: Уничтожить.
София: Уничтожить,
быть от ничего?
Полемо: Точно.
Полемо: Я имею
в виду,
когда-нибудь,v
больше не быть человеком, что
когда-нибудь не будет больше
ни
людей, ни
птиц, ни
деревьев,
ни рекvi.
София: И
они хотят предотвратить
это с помощью разума?
Это ведь
лежит в природе человеческого
бытия, что они
скончаемы
и не вечны.
Таким образом, такого
рода бытие всегда
ограничено,
неповторимо
и недействительно.
Мы оба
ведь знаем, что человечеству
придёт конец. И мы также
знаем, когда.
Полемо: София, не
видите, насколько люди
страдают? Они боятся своего
конца.
София: Я ведь
их предупредил!
Полемо: Хотите
оставить
человеческий
род его
концу?
Sohpia:
Не просто так,
его конец включает
и
его начало.
Без конца
нет и начала.
И, Быть
Человеком имеет свой конец.
Какое различие, умирает
ли человек
в конце
своей
жизни или
гибнет
вместе
со всем
человечеством?
Если они так благоразумны, то тогда
они знают,
что у этого мира есть
конец.
Полемо: Да, но в
таком огромном промежутке
времени, что это для
людей уже не важно.
София: А
что важно
для людей?
Полемо: Они хотят
верить в
то, что у
их
жизни есть смысл и
что
после
их смерти
что-то
остается.
София: Что
это за
ерунда!
Естественно, что-что
отстается.
Мы
ведь
согласовались,
что энергия и масса сливаются
друг в друга,
они не могут быть уничтожены..
Полемо: Да, Но
они хотят
чтобы от
них осталось то, что имеет смысл.
София: А
у меня
нет смысла?
София поднимается
рассержено. её
ноге,
по-видимому,
лучше.
Полемо: Да, но
люди ведь хотят
…
София прерывает
Полемо: Как вижу,
люди очень часто хотят.
С этими словами
она поворачивается и продолжает
танцевать. Полемо тоже
пританцовывает.
Смысл
Определённое
время София
и Полемо не пересекаются. Потом
они
сталкиваются
друг с
другом
при
вращении
назад.
София и Полемо
одновременно: ой!
София: Теперь я
Вас настигла.
Полемо: Ежели
вы так думаете...
Я предпочитаю
считать,
что я толкнул
Вас.
София улыбается.
София: Вы
по-прежнему
беспокоитесь
за людей?
Полемо: Мы
ведь
договорились,
что люди ненеповторимы, потому
что у них
этический
разум?
София: этический
разум? Как Вы любите абстракцию! Нет.
Это не
делает их неповторимыми.
Полемо: Тогда это
Горе,
которое делает их
уникальными?
София:
Оно ли?
Полемо: люди
- единственные существа, которые пытаются
делить
мир на
категории,
чтобы
понять причинную связь и чтобы предположить
её последствие в будущем. Чтобы
добиться
хорошего
и избегать
зла.
София: Полемо, Вы
слишком поспешны.
Даже если другие существа могут
образовывать категории – и
это необсуждаемый вопрос –
то люди единственные, которые используют
эти категории, чтобы разделять мир на
хорошую и плохую стороны.
В настоящий
момент
они страдают от
этого меньше, так как они могут сопоставить
их Горе
гораздо
большей взаимосвязи
. Но они страдают больше, так как они
скорбят
о потере их бессмертия. Быть
человеком,
означает
быть в высшей степени смертным.
Однако
мне не ясно,
как
способность
предсказывать
события
способствует
убавлению
этого
страдания.
Полемо: Если люди
знают что хорошо, они могут избежать
Зло.
София: Как? Что
такое Зло?
Полемо: Смерть.
София: А
Как же разум
может избежать смерть?
Полемо: Посредством
придавания жизни
трансцендентального
смысла.
София:
Трансцедентального?
У вас нет более
подходящего языка (в смысле
выражения)?
Полемо: Хорошо,
это
смысл, который остаётся
от человека,
когда он умирает. Смысл, который помогает
дать
понять о Вечности
в человеке.
София: Ничего
вечного в бытие человеком нет.
Вечное, что
могло бы проявиться,
это
не людское.
Полемо: Да, но
человек хочет
иметь
смысл.
София: У всего
созданного есть своё
значение, это выражается посредством
сути быть созданным.
Полемо: Однако,
человек хочет
иметь
своё
значение
и не
пропадать.
София: Все,
что
найдено,
в последствии
теряется.
Полемо: Нет!!!
(Полемо кричит в ужасе).
Человек ведь должен
установить
связь с вечным.
София: И достигнуть
этого он хочет посредством изначального
разъединения этой связи?
Полемо: Чтобы
достигнуть Блага, он
должен смочь познать
Благо..
София: И что
же Благо для человека?
Полемо: Вечная
жизнь.
София: Но бытие
человека (человечество)
не вечно.
Полемо: Поэтому
и хочет человек
вписаться в рамку вечности и видеть
себя частью бесконечного,
бескрайнего целого.
София: У бесконечности
нет частей. Целое является
целым, так как оно неразделимое.
Полемо: Это ясно.
Но всё же, человек боится исчезнуть
(умереть).
София: Боится ли
он также быть рожденным? Не боится ли
он равным образом жизни, так
же как и
смерти?
Полемо: Я думаю,
что да.
София: И
чем же ему служит Разум?
Полемо: Он может
предвидеть свою
смерть и делить своё
время правильно, планировать
свою жизнь и создавать
имущество.
София покрывает
лаком свои
ногти,
явно
скучая,
и мечтает.
София: Как человек
посредством разума может
предвидеть свою смерть?
Полемо: Не точную
дату, но он может ориентироваться на
том, что
когда-нибудь он
умрет. Таким образом, он
может обдуманно придать смысл своей
жизни.
София: Я не понимаю
Вас. Ведь Вы
говорили, что человек страдает, так как
он знает, что он умрёт. Как же
знание этого одновременно
должно утешать его? Человек,
как и всё, имеет смысл.
Из-за чего он должен придавать
себе дополнительный
смысл?
Полемо: Посредством
Смысла человек пытается
связываться с Вами.
София: Ну
вот, вы поняли!
Люди
всегда
со мной
связаны.
Посредством
меня они связаны
со всем. Это их
разум, который они позволяет им
полагать,
что они
не находятся в этом пространстве, что
они стоят
снаружи.
Полемо: Значит
Вы думаете,
это безразлично, что люди делают? Они в
любом случае умрут,
их мир
будет
уничтожен
в любом
случае и
они перестанут
существовать.
София: Они умрут,
их мир
пропадёт,
однако, они не прекратят быть, существовать.
Они прекратят быть человеком. Тогда они
станут
как я. Это не безразлично, что они делают.
Они являются
собственным действием.
Их
действие выражает их
человеческое бытие.
Их
неутомимый поиск неповторимости,
различий мира, их
спор со мной
делает их людьми
и тем
самым
неповторимыми.
Они и только они, сомневаются
во мне.
Они и только они дают мне имя. Благодаря
им я могу быть смертной,
я могу быть "чем-нибудь".
При этих словах
глаза Софии начали блестеть.
Полемо: Вы
любите людей! (Он
очень удивлён).
София: Люблю?
Давайте не будем говорить
на эту тему.
Полемо: Хорошо.
Значит Вы думаете,
что это отделение от Вас, отличает людей.
Это отделение возникло из-за разума? И
теперь человек страдает
от этого отделения, от его смертности
и опять пытается
связаться
с Вами, чтобы быть бессмертным?
София: Люди не
понимают, что смысл лежит только в
конечном.
Полемо: Мдаа.
Но мне всё ещё не ясно,
как люди могут знать, что правильно, а
что нет.
София: Не
неправильное
или ошибочное действие
придает
людям их
смысл, а само
действие
людей, их
разум и
отличает
правильное
и ошибочное.
С этими словами
София исчезает и
оставляет Полемо в одиночестве. Он
начинает
вращаться
в кругу.
Ответственность
Полемо вращается
все еще в кругу, появляется там София
на горизонте. Полемо хотел удаляться,
все же, сталкивается неизбежно с Софией.
София рассмеется и падает.
София: Мы не можем
изменять наше движение. Это вечное
текут. уже забывают?
Полемо: Не было
ли хорошо избегать такого удара? Все
же, болит.
София: И
посмотрите, что
возникла
из-этого!
Ее указательным
пальцем София указывает на глубоководную
зону моря в Индийском океане.
Полемо кивает: Я
понимаю. Все же, как раз это было причиной
спора, который я слышал там в Цюрихе,
который сталкивались люди с их
идеями. Не было ли это хорошо для людей
иметь ясный, объективный ответ, чтобы
улаживать их
спор?
София: Было ли
лучше, если
в селенная была
плоским
диском
вместо
мяча?
Параллельные круги на стекле никогда
не пересекаются. Напротив, мы постоянно
сталкиваемся. Вечный круг ничего не
сотворяет и ничего не разрушает. Там
ничего не является этим. Только текут.
Если Вы предпочли это.
Полемо: Естественно,
нет! (Он смотрит на Софию, как будто бы
она - глупый ребенок). но если всех пункт
все было от исходит?
София: Тогда
никогда
не вернется.
Тогда не имелось мира, там только много
существ послалась и пропадают.
Полемо: Но правило,
закон стало бы однако просто это
заставляют спор улаживать.
София: Есть
закон! Я – мы
– закон. Все родится что, умрет.
Полемо: Но как
люди должны гуманно действовать?
София: Человечно?
Полемо: Что
называется человечно?
София: Вы
объявил
это, все же, раньше длинным и широким;
благоразумно и этически, в поисках
хорошего.
Полемо: Но, вы
говорил,
что только имеется имущество, так как
люди отличают его.
София: Как раз.
Полемо: Но они
отличают его как раз не тем же способом.
София: Конечно,
нет? Как что было у Ваших жителей Цюриха?
Полемо: Они искали
свободу как наивысшее имущество. Все
же, пытается французов, находить свободу
кончался в кабале. Это потрясло их.
Поэтому они сомневались в этих идеях и
искали другие возможности.
София: Свобода!
Я думал они мир хотел?
София совсем
пропитана потом и садится.
Свобода
Полемо: Люди хотел
жить по собственным правилам не
порабощаться законами природы, богами
или людьми.
София: Ага. (София
смотрит задумчиво).
Полемо: их разум
освобождает их. Вследствие этого они
узнают их неповторимость и могут
отличаться от мира.
София: Это
правильно. Но они не могут хотеть свободы
и мира. Мир в мире, свобода выходит по
миру.
Полемо: Тогда
только война остается людям?
София: Воюем ли
мы с нами все же?
Полемо: Теперь,
мы постоянно сталкиваемся.
София: Но это дает
нам, чтобы вести так же мгновение к
останавливаю и праздные беседы о
человеке.
Полемо: Это
правильно. Без столкновения мы никогда
не натолкнулись бы вечно в Параллельных
кругах и нас. Ничто не возникло бы из
этого, никакое время, никакое помещение,
никто всех.
София: Из-за чего
это должно быть другое у людей. Наконец,
они выходят из нас.
Полемо: Они думают,
разум делает людей свободно от мира. их
свободный торгуют сотворено смыслом,
хорошо
и Злой. Тогда, их столкновением с другими
людьми, они двигаются останавливаться
и улаживаться ответ. Таким образом
свобода делает их, наконец, ответственными?
София: Да, точно.
Полемо: Тогда
страдание является частью их человеческого
бытия?
София: Они не
могут предотвращать страдание. Но их
горе вынуждает их давать ответ, виновникам
их горя, в виновник их горя, в себя самого
и нам. Ответом на горе они подходят в
контакте с нами и дают нам лицо.
Полемо: Тогда мы
должны были бы быть благодарны почти
людям.
София: Это
то, что
мы.
Полемо: Все же,
если теперь
их мир проходят,
погибает?
София: Тогда мы
сотворим, пожалуй, по-новому.
С этими словами
София встает, кланяется Полемо и парит
пританцовывая из этого.
iii
на самом деле “может реализовать это“.